10.11.2011
Обычай швырять букеты в холостых подружек невесты пришел к нам из Франции, а туда – из античности. Правда античные греки букетами не кидались не глядя, а просто носили его с собой - как символ жизни и удачи.
А нашим «бабушкам» (понятно, что мало кому повезло иметь такую бабушку, скорее это были пра-прабабушки) что приходилось отдавать своим подружкам, проясь с ними и уходя в семейную жизнь?
Оказывается, русская земля была богата не только на богатырей, но и на масштабный процесс прощания невесты со своим девичеством и передачей «вируса замужества» своим еще не сосватанным подружкам. Подробно этот обряд описан в потрясающей и полезной каждой невесте книге И.Шангиной "Русские девушки". Русские девушки были баловнями в семье – се знали, что как только девушка выйдет замуж, то наработается на всю оставшуюся жизнь. Посему девиц часто берегли и всячески баловали (вспомните хотя бы отцов в русских народных сказках, которые были готовы везти что угодно своим незамужним дочерям). У каждой девушки была такя специальная девичья лента, которая называлась «красота». Прощаясь с этой лентой, девушка и прощалась с девичеством, переходя в ранг замужних женщин.
"Слово "красота" означало всю девичью жизнь, со всеми её радостями и тревогами. Обряды прощания проходили обычно в течение последней недели предсвадебного периода и достигали кульминации накануне венчания – на девичнике, который устраивала невеста. Прощание с девичеством воспринималось как событие трагическое – как умирание «красоты» и даже как смерть девушки. В большинстве русских деревень невеста в это время носила «печальную» одежду (то есть одежду белых и темных тонов), распущенные волосы, покрытые надвинутым на лицо платком. Она мало выходила из дому и при посторонних демонстрировала печаль.
Прощание с девичеством предварял обряд «красования невесты»: невеста последний раз показывала себя на людях, расставаясь с деревней, соседями, родней. В одних деревнях нарядно одетая невеста вместе с «подруженьками-голубушками» торжественно шла по улицам и несла в руках «красоту»: небольшую елочку, обвитую ленточками, бумажными цветами, или букет искусственных цветов. Шествие девушек сопровождалось причитаниями и пением грустных песен.
После молодежных игр, во время которых невеста была лишь наблюдателем, она в сопровождении девушек отправлялась домой. В дверях останавливалась и начинала в причитаниях прощаться «со смиренной беседушкой», со всей «холостьбой».
В северных областях был распространен обряд «прощания со скрутой», то есть с девичьей одеждой. На «скрутушник» собирались подруги и родственницы невесты, а она прогуливалась перед ними по избе, переодеваясь через каждые 10–15 минут в новую одежду. В некоторых деревнях невеста надевала на себя сразу несколько рубашек и сарафанов или выносила всю имевшуюся у нее одежду, показывала ее, оплакивая в специальных причетах каждый предмет.
Обряд «прощания с красотой» («расставание с красотой») был кульминационным в цикле прощальных обрядов предсвадебного периода и проводился более или менее одинаково на всей территории России. Действие разворачивалось вокруг предметов, считавшихся воплощением девичества, его символами. Это могли быть лента-косоплетка, головной убор, зеркало, кудель, небольшое деревце, украшенное лентами или бусами, кукла, букет искусственных цветов и др. Все эти предметы назывались «красота». После того как в избе собирались все участники обряда, к ним выходила невеста в «печальной» одежде, с платком на голове, садилась на лавочку и начинала причитать. Сначала она обращалась к отцу и матери.
Невеста просила всех присутствующих полюбоваться на ее «красоту». Затем решала, кому ее передать: «Государю светлу батюшке, или родимой моей матушке, или всей родне сердечной?» После этого наступал главный момент – «отнятие красоты».
«Красоту»-деревце подруги выносили из избы со словами: «Красота рассердилась, ножкой топнула, дверью хлопнула». Перед этим девушки предлагали невесте в последний раз взглянуть на нее: «Как елочке не бывать больше зеленой, так и тебе, Марья Ивановна, не бывать больше в девках».
Прощание с девичеством предполагало также и расставание девушки с косой. Косу – главный символ девичества – сначала заплетали таким образом, чтобы ее было трудно расплести: в нее вплетали шнуры, тесьму, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Все это сопровождалось причитаниями невесты.
Распущенные волосы невесты символизировали ее готовность к браку, были знаком того, что первый шаг к замужней жизни сделан. Ленты из косы раздавались всем подругам невесты.»
Конец цитаты. Так что, дорогие невесты, наши бабушки не швырялись подвявшим букетом, а действовали гораздо тоньше.
Автор:
Кристина Вязовская