15.11.2010
История появления обычая выплаты за невесту настолько стара, идет из такой глубокой древности, что историки не могут даже предъявить письменных источников, описывающих ее зарождение.
По сей день эволюционисты и поклонники божественного начала мира ломают копья в споре о причинах появления калыма. Люди же, не задумываясь о высоких материях, влюбляются и женятся, принося,при этом, в дом новобрачной дары и понимая, что калым – ровесник самого понятия семья.
Когда только родовой общинный строй переходил от матриархата к патриархату и главенство в роду, который только-только начал выделятся, как самостоятельная социальная единица, осторожно захватывали мужчины, появилась традиция, требующая компенсировать роду, отдающему золотые трудолюбивые женские руки на сторону, эту потерю. Род, в который уходила женщина, расплачивался или имуществом, или работой за свое ценное приобретение.
Выкуп за невесту под разными названиями существует у всех народов мира независимо от религии, которую исповедует тот или иной народ. Потому что выкуп – не религиозная традиция, а возможность дать молодой семье подняться на ноги, создать семью не на пустом месте. Калым, как разновидность свадебного выкупа, наиболее живуч. У азиатских, кавказских, сибирских, африканских народов он сохранил свое первозданное значение.
В царской России с большой осторожностью относились к слому традиционных обрядов многочисленных народностей, входивших в состав империи. К началу XIX века, когда влияние государственной власти распространилось и на дальние рубежи государства, калым, ирад, мельче, магори, хаасен, выкуп все чаще стал родом жениха вноситься в денежной форме, заменяя собой скот и другое имущество. Тогда же кавказские муфтии (в 1866 году), собравшись, установили правило о максимальном размере калыма, что позволяло удержать семьи от неравных браков и избежать вспышек кровной мести со стороны семей, не договорившихся о размерах выкупа.
Несмотря на то, что в уголовном кодексе СССР была даже статья, предусматривающая наказание за калым, искоренить столь древнюю традицию не удалось. Только в Башкирии с принятием ислама отказались от калыма. Сейчас выкуп за невесту продолжает существовать, трансформировавшись у одних народов в красивую символическую традицию, у других в своеобразный брачный контракт, предусматривающий имущественный залог за невесту, как гарантию для женщины на случай потери мужа.
Восточные женщины противоположны в своем отношении к калыму – одни считают выкуп проявлением уважения и щедрости мужчины, другие – унизительной процедурой торга. Сам же обряд почти не изменился с древних времен. Родственники жениха приходят в дом невесты для сватанья. Во время помолвки и обговаривается размер калыма, часто он равен размеру приданого невесты. Назначается срок для сбора калыма. Свадьбу играют после уплаты всей суммы выкупа. До этого времени невеста живет в доме родителей. Чаще всего, всю сумму калыма получает невеста, осетины-христиане платят калым родителям новобрачной. Процедура торга и выкупа сопровождается красивыми и поэтичными обрядами.
Национальные власти продолжают контролировать максимальные суммы выкупа. Показательна мудрая реакция руководства России, которое в лице Владимира Путина мягко, но уверенно придерживается позиции невмешательства в национальные обряды и показывает свое понимание традиций. В начале июля 2010 года президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров обсудил с господином Путиным решение поднять, в связи с инфляцией, максимальную сумму калыма, который теперь составит 30 000 рублей. «Надо понимать, что калым не какому-то дяде в карман идет, а для семьи идет, невесту одевают, обувают»,- объяснил позицию ингушей господин Евкуров.
Автор:
Татьяна