01.02.2012
Мрачные застенки – такими мне видится родина графа Дракулы – Румыния. Меж тем, в реальности, а не в моём воображении, это милая страна с жизнерадостными людьми, которые, как и греки, обожают повеселиться на свадьбах, сохраняя свои исконные традиции.
Начинается всё как и везде: со сватовства. Друг жениха идет в семью девушки просить руки дочери ля своего друга. При этом друг описывается с разнообразными возвеличивающими эпитетами. Тем не менее, вот оно - румынское отличие – родители высокомерно отказывают свату: мол, наш товар гораздо краше, чем ваш купец. Сват, с каменным лицом, отправляется восвояси. Но лишь затем, что бы спустя некоторое время вернуться еще раз. И снова получить отказ. И тогда, в финальный заход, в третий раз, сват появляется на пороге приглянувшейся жениху девушки и просит руки девицы. Родители, видя такую настойчивость, так и быть – соглашаются. В Румынии, как и в Беларуси, дочь не считалась для семьи неким «проклятием», наоборот, мать, у которой много дочерей, считалась счастливой женщиной. Поэтому за дочь и сватов отсылали и торговались. Но в третий приход свата, по всем приметам, счастливый – уже договариваются о дате помолвки, размерах выкупа и приданого и, конечно, дате свадьбы.
Сама свадебная церемония длится в Румынии неделю. Точнее – традиционная свадебная церемония длилась в Румынии неделю и начиналась в понедельник, с … венчания! Никакой подготовки заранее, как у греков. Все празднования после венчания и точка. Итак, в понедельник, обряженная по всем традициям невеста ждет жениха с его родней и друзьями для того, что бы отправиться в церковь, где и произойдет традиционное бракосочетание. Одно «но» - родные родители жениха и невесты на свадьбе не присутствуют, оставшись в доме жениха. Вместо них на свадьбе присутствуют посаженные родители – при чем и со стороны невесты и со стороны жениха. Во время венчания подружки невесты и замужние женщины готовили к празднованию дом жениха: украшали его цветами, готовили и накрывали столы, пели песни, которые должны были привлечь благословение на новую семью.
Само празднование начиналось со встречи гостей: жених и невеста подносили гостям хлеб с солью (в отличие от нашей традиции, где хлеб и соль пробуют сами молодые) – делается это для того, что бы все, посетившие свадьбу, разделили с молодоженами построение новой семьи, со всеми горестями и радостями, и , в случае необходимости, помогли молодым хотя бы и хорошими о них мыслями. Запивался хлеб с солью вином – общепринятым в Европе символом жизни. Все приглашенные должны были разделить эту символическую еду и, наконец, когда последний гость «принял» свою долю, все гости отправлялись за стол, на котором была традиционная обрядовая свадебная еда: пироги с капустой и кислый суп из потрошков домашней пиццы (гусиные или утиные), различные специально заготовленные маринады. Перед тем, как начать застолье, молодые кланялись в пояс уже рассевшимся гостям – так они выражали благодарность и уважение к гостям, которые приехали на свадьбу. А после этого наставала очередь просить прощения у родителей. Таким образом молодая семья как бы отделялась от своих родительских семей, не сохранив обид друг на друга. И только после всего этого – и поклонов, и прощения – начиналось собственно празднование свадьбы.
Ну что сказать? Пили, конечно, много. И ели тоже. И шутили. И плясали. И хороводы водили. А перед самой брачной ночью посаженная (не родная!) мать готовила брачное ложе. Под кровать укладывались ветви колючего кустарника (верили, что это поможет преодолеть тяготы семейной жизни), и дополнительно расставляла орудия мужской и женской работ: вилы, топор и косу для мужчины, прялку, веретено и нитки для женщины. После этого посаженая мать возвращалась к молодым, брал их за руки и трижды обводила вокруг стола. При этом она говорила «Обойдя три раза вокруг стола, вся беда от вас ушла». Только после этого молодые могли идти в спальню, но не тут-то было. ПО традиции молодая жена упиралась и не хотела идти – тогда мужчины всей общины брали ее на руки и вносили в комнату. Молодой жене полагалось петь, а гостям – петь печальные песни.
Через неделю после бракосочетания, которая была полна другими славными традициями, молодая пара шла в дом к родителям молодой жены и там устраивала застолье с печальными песнями: молодая навсегда прощалась с девичьей жизнью. И только после этого, заключительного, обряда, она получала возможность в любое время посещать родительский дом.
Автор:
Кристина Вязовская