01.05.2012
Современные французские свадьбы чем-то похожи на наши: после Французской Революции единственной законной формой брака является так называемый «гражданский» - то есть тот брак, который зафиксирован не церкви, а представителями местной власти. Только после официальной регистрации брака, невеста и жених (ну или уже муж и жена) могут обвенчаться.
Вообще, извечно революционно настроенные французы, в брак вступали только по своему желанию – даже обычные крестьяне, что уж говорить о дворянах (пока ни не исчезли), поэтому свадебные хлопоты на долю родителей выпадали довольно серьезные. Еще бы! Надо и дочь или сын пристроить и в имуществе не потерять.
Во Франции все начиналось просто: пришел на молодежные посиделки, увидел, полюбил, женился. В идеале, конечно. Молодежь зорко бдила нравы друг друга и охраняла ритуалы ухаживаний.
С другой стороны- все же, несмотря на революционные настроения, существовали строгие обычаи, регламентирующие разведку почвы. Как дать понять молодому человеку, что его сватовство будет принято в этом доме благосклонно? Девушка могла попросить развести очаг. Представляю сейчас молодого человека, раз за разом зажигающего газовую плиту… Но что-то я отвлеклась. Или вот, прекрасная традиция: вместе поесть молодым определенный набор блюд: яблоко, жареный петух, блины. Тот, кто смог это быстро съесть и удачно переварить мог претендовать на руку и сердце красотки. Я, конечно, снова шучу. Но такой обычай действительно существовал: совместная традиционная трапеза в доме невесты. До свадьбы французская девица не посещал дом потенциального жениха, это считалось оскорбляющим ее девичью честь.
На редкость въедливые французы проявляли себя и в оформлении брака: до свадьбы родители жениха и невесты составляли договор в устной, а лучше письменной форме, в котором стороны описывали имущество жениха и невесты, в том числе описывалось приданое невесты и доля жениха в этом приданом. Нательные и носильные вещи невесты назывались брачной корзиной и не подлежали дележке в случае развода. Так что все норковые манто девушка могла смело оставлять себе J Свататься мог придти сам жених, но лучше, конечно, что бы это сделал его отец, или друзья.
После всех обсуждений и договоренностей наступала помолвка, после которой молодые люди и становились официальными женихом и невестой. Помолвка оглашалась в церкви и во время помолвки французы рачительно обменивались залогами. Еще бы! Вдруг кто сбежит до брака?
Традиционными временем для заключения французских свадеб было лето, а вот активно ухаживать было принято в мае. Собственно, в мае все и решалось – кто будет зажигать очаги и есть жареных петухов с этой девушкой, пока смерть на разлучит нас. В смысле – их. После помолвки невеста должна была изменить свое поведение: сидеть на гуляниях молодежных тихой сосватанной мышкой рядом с женихом, носить поскромнее наряды, обязательно надевать подарки жениха. Даже если он страдал дурновкусием. Подарил – носи!
За день до свадьбы невеста собирала подружек, а жених – друзей для того, что бы проститься с холостой жизнью. Но это не беда, а вот то, что до венчания устраивался публичный смотр венчания- представить нам, современным девушкам, сложно. Центральное место в приданом занимала прялка и веретено – символы благополучия и хозяйственности во всех смыслах этого слова. Прялка украшалась лентами и цветами, что придавало грядущему определенный настрой.
Самая, пожалуй, странная традиции – это попытки невесты избежать брака. До венчания при малейшей возможности целомудренная и добродетельная французская девица должна была сбежать из свадебного «кортежа», а жених, разумеется, должен был ее поймать. Чем ловчее избегала невеста уз брака, тем больше, как думали французы повезло ее жениху.
После венчания начинался свадебный пир, также со своими традициями. Если у нас было важно примирить тещу и свекровь, на веки вечные, то во Франции мирили тестя и свекра: так, среди прочего, они должны были обязательно чокаться бокалами с вином. Этим простым жестом символизировалось отсутствие яда в вине и, каким-то мистическим образом, и в мыслях друг друга.
Именно на свадебном пиру становилось ясно – кто тут избегал брака, под видом целомудрия, а кто просто кочевряжился. Невеста, в сговоре с одним из приятелей жениха, отдавала подвязку этому приятелю под столом, да так – что бы не видел жених. Фактически, все целомудрие невесты ставилось ,на наш взгляд, под большой вопрос: прямо на свадьбе, под юбку к невесте, лез кто-то из друзей жениха. Как в том анекдоте: «Подожди жених, ты еще успеешь». После удачного «похищения» подвязки начинался аукцион свадебных вещей. Все старались урвать кусочек свадебного наряда невесты и предприимчивые француженки навострились нашивать на платья ленты, которые и раздавали всем желающим. Ну и, наконец, апогеем свадебного обряда, были помехи, создаваемыми друзьями молодых: во время первой брачной ночи веселая и подгулявшая молодежь кричала под дверями комнаты, а могли и шутки ради ворваться к молодым.
Неудивительно, что в двадцатом веке во Францию прочно вошел обычай уезжать в свадебное путешествие сразу после венчания.
Автор:
Кристина Вязовская