15.06.2012
Белорусские свадьбы наследуют много общеславянских «тем» и традиций, при этом оставаясь достаточно уникальными и интересными.
Так, например, при окончательном сватовстве (оно происходило в несколько этапов) будущая невеста должна была приготовить для потенциального жениха горшок каши, который жених был о стену хаты, в которой жила девица. Горшок должен был разбиться, а вот каша из него сохранить свою форму. Это говорило о том, что девушка овладела полностью белорусскими кулинарными премудростями.
Свадьба вообще не была для любой девушки неожиданностью – это было закономерное и ожидаемое событие жизни. Поэтому свадебный наряд готовился заранее - некоторые девушки садились за подготовку приданого и свадебного наряда с 12-14 лет. Зачастую не имея на примете даже жениха или некой сердечной привязанности, девочки шили наряд и пели песни, о предстоящей семейной жизни.
Когда девочка заневестилась, к ней начинали приходить сваты. Впрочем, много сватов никогда не ездили – ведь можно получить отказ и опозорить семью жениха. Обычно старались заслать сватов тайно, разведать, так сказать, обстановку в доме невесты, что бы не получить отказа. Но если невеста была категорически против этого сватовства, то она молча рала веник прямо в процессе сватовства и начинала «выметать» сватов и жениха из дома. Разгневанные сваты могли оставить какой-нибудь магический предмет на крыльце дома, что бы семья невесты почувствовала всю обиду тех, кому отказали, на себе.
Если сватовство прошло удачно, то происходили «заручины». Родители жениха и невесты собирались в хате невесты и начинали торговаться – кто и как будет помогать новой семье строить быт, когда будет проходить свадьба, что семья жениха должна дать невесте, а что невеста - жениху. При этом тот «набор», которые предоставляла невеста, был традиционно регламентирован, а вот за благополучие невесты отец мог поторговаться и попросить справить будущей жене шубку или новые сапожки (это самые дорогие предметы женского гардероба).
Перед самой свадьбой происходил очень важный, общеславянский, ритуал – невеста как бы «умирала» для своей семьи и прощалась с мамой, папой и подругами. Нередко на девичнике невеста горько плакала несколько часов – навсегда отказываясь от отчего дома и прошлой жизни. Важным в подготовке невесты были и сваха – это были женщины, как сейчас говорят, после климакса, которые должны были выяснить не было ли у невесты или жениха сердечных привязанностей и, если они были, этот вопрос надлежало решить до свадьбы. Невеста могла оплакивать не только девичью жизнь, но и не состоявшийся брак с любимым хлопцем. Хоть белорусские традиции и были вполне лояльны: родители старались не женить детей силком, особенно если была пресловутая привязанность.
Во время девичника белорусские подружки невесты плели специальные венки, которыми украшались двери хат молодых, церковь и иногда еще и дома по пути следования молодой пары. Венки эти должны были отгонять злых духов и приносить удачу и счастье в брак молодых. Белоруссы вообще много внимания уделяли венкам – так, по невестиному венку можно было прочесть буквально всю ее жизнь. Если она была сирота, вплетались определенные цвета, определенных цветов, если только без папы – то другие. Не зря в Беларуси до сих пор цветы называют «вочками зямли» - «глАзками земли».
После венчания следовал свадебный пир – обязательный элемент белорусской свадьбы, фактическое объявление перед всеми членами общины о том, что вот она – новая семья. Свадебные празднества могли затянуться на весьма долгое время, до недели. Во время этих презднеств также проходило много интересных обрядов, призванных провести молодую чету в новую жизнь, и оградить, по возможности, их от неприятностей.
Ну а потом уже следовала брачная ночь и ритуальная передача утром от свекрови ключа от какой-либо хозяйственной постройки или «нычки» - теперь невестка должна доказать свое право стать хозяйкой в доме и веси умело хозяйство.
Автор:
Кристина Вязовская