15.10.2012
Зачем они нужны и откуда взялись? Взялись они из ряда славянских сваденых обычаев. Так, например, у жениха были: дружка, полудружье, подженишник. А у невесты, в свою очередь: снарядиха и подневестница.
А обоим молодым обязательно полагалась постельница и вопленица. Многовато? А то! И, учтите, у каждого были свои свадебные обязанности и функции. От каждого присутствующего, а особенно в таких важных «чинах» требовалось полная отдача и знание обрядов.
Вообще это была, конечно, большая честь. Свадебный пир вообще уподоблялся княжескому пиру и всякий, кто там присутствовал, получал свой звание, точнее – свадебный чин, «срок годности» которого определялся исключительно свадьбой. Так самая ближайшая родня невесты и жениха назывались большими боярами (сюда же относились и почетные гости), а родня помельче и подальше – малыми боярами. Сама невеста (а затем и молодая жена, на второй и третий день) именовалась исключительно княгиней, а жених и муж – князем.
Такое превозношение молодых неудивительно, если учесть, что им, в православной традиции, предстояло строить храм божий на земле (считается, что семья – это не только ячейка общества, но и своеобразная христианская «ячейка» на земле) и возглавлять этот храм должны самые важные персоны. Имело это возвеличивание и определенный психологический смысл: и для невесты и для жениха это была практически последняя возможность официально «покрасоваться» перед тем, как вся их красота, сила и энергия, перейдут в пользование общей семьи. А если молодые не накрасуются – жди беды и того, что мы с вами сейчас бы назвали «приключениями на стороне».
Итак, поговорим более подробно о таких важных ролях, как подневестница, снарядиха, полудружка и подженишник. Что это за люди, что должны были они делать и как их выбирали.
Выбирали, разумеется, из самых-самых близких. Из тех, кто никогда и ни при каких условиях не мог бы на свадьбе пожелать молодым несчастья или позавидовать (и тем самым навлечь на молодых беду). А мог, своим присутствием и пожеланиями счастья молодым, наоборот, помочь пройти без сучка и без задоринки весь свадебный обряд, а, значит, и «отрепетировать» предстоящую супружескую жизнь.
В некоторых регионах слова «подженишник» и «подневестница» используются до сих пор, но обозначают они, скорее дружку и «главную подружку», не сохравнив разделение функций.
Невестина сторона: снарядиха и подневестница, многочисленные подружки. Снарядиха – женщина, как правило из замужних женщин, которая в день свадьбы (венчания) наряжала и причесывала невесту. Подневестница – самая главная из подружек невесты, часто – сестра. Незамужняя. Главная ее роль – держать венец над головой невесты во время венчания.
Сторона жениха: дружка, полудружка, подженишник. Дружка выбирался из числа женатых мужчин и был на свадьба, скорее, в каком-то смысле распорядителем, нежели тамадой. Полудружка – это его помощник. А тот, кого принято сейчас называть свидетелем – назывался подженишник и, как подневестница невесте, держал над головой жениха во время венчания венец.
В Советском Союзе многочисленные роли взяли на себя свидетели. Что из этого сразу вышло, прекрасно отражено в книге «Двенадцать стульев»: «Ипполит Матвеевич с ловкостью фокусника принялся за работу. Записал старушечьим почерком имена новобрачных в толстые книги, строго допросил свидетелей, за которыми невеста сбегала во двор, долго и нежно дышал на квадратные штампы и, привстав, оттискивал их на потрепанных паспортах. Приняв от молодоженов два рубля и выдав квитанцию, Ипполит Матвеевич сказал, усмехнувшись: "За совершение таинства".
Автор:
Кристина Вязовская